Польская модель. Жилищно-коммунальное хозяйство Польши

Польша стала одной из первых среди посткоммунистических стран, начавших кардинальную реформу жилищно-коммунального хозяйства. За последние 15 лет жилищно-коммунальное хозяйство страны успело приобрести признаки стабильности. У поляков давно нет таких проблем, как, массовые неплатежи. Здесь давно отработана система субсидий, тарифов, кредитов и льгот.

Интересный и очень важный факт под приватизацией в Венгрии, Словакии и Польши понимают передачу частным лицам не только собственности, но и осуществление контроля над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав.

Наряду с сохранением в Польше понятий муниципального, служебного и приватизированного жилья, в сфере обслуживания и содержания жилого фонда, сегодня наиболее развиты Товарищества собственников жилья. Товарищества оплачивают все коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, электроэнергия и т.д.), а с неплательщиками разбирается уже самостоятельно — максимальный срок неуплаты составляет не более 3 месяца. ТСЖ заключают договора со сторонними организациями на оказание услуг по вывозу мусора, обслуживанию лифта, ремонту внутридомовых инженерных коммуникаций и пр. При всем этом тарифы на жилищно-коммунальные услуги не могут быть самостоятельно увеличены поставщиком услуг, т.к. они утверждаются органами государственной власти, однако даже в стоящих рядом жилых домах тарифы могут отличаться друг от друга. При определении тарифа учитывается довольно широкий список критериев: конструкция здания, материал оконных и дверных проемов, крыша, возраст здания и многое другое.

Населению Польши за качество жизни приходится платить — у среднестатистической польской семьи на оплату жилищных расходов может уходить до 50 процентов всех доходов. Вместе с тем, если говорить о платежеспособности населения, то уровень оплаты услуг ЖКХ достиг почти 90 процентов.

В отношении злостных не плательщиков в стране с 1994 года действует довольно жесткий закон об "эксмиссии" или принудительном выселении. В период с 1994 по 1998 год была произведена "эксмиссия" 6656 семей. Еще почти в пяти тысячах случаев при выселении предоставлялась иная, более дешевая жилплощадь. Но в 2003 году Конституционный Трибунал Польши признал противоречащими основному закону страны некоторые положения о принудительном выселении лиц, не оплачивающих квартплату и коммунальные услуги. По решению Трибунала, в том же году запрещено выселять беременных женщин, детей, инвалидов и их опекунов. Остальные нерадивые неплательщики по-прежнему подлежат выселению из занимаемого жилья. При этом Трибунал постановил, что прежние случаи выселения не подлежат пересмотру.

Еще одной немаловажной проблемой ЖКХ Польши остается наличие огромного количества панельных многоэтажных домов, которые постепенно приходят в негодность. Первые панельные дома начали появляться в Варшаве еще в 1958 году, а в начале 60-х годов в Польше была принята программа их массового строительства, предполагала сдачу в эксплуатацию до 220 тысяч квартир в год. На сегодняшний день в построенных еще во времена Польской Народной Республики многоэтажных домах проживает каждый третий поляк. Как раз среди жителей панельных домов и развита вторая по популярности в Польше форма обслуживания и содержания жилого фонда – жилищные кооперативы, которые при всех бесспорных плюсах объединяет одна общая беда – недостаток средств на капитальный ремонт зданий. Поскольку государственных программ дофинансирования ремонтов многоэтажных домов в Польше практически не существует.

В Польше имеется Программа, предусматривающая помощь в оплате ЖКУ. Выделяются целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных предварительных критериев. Типичной формой таких дотаций является пособие на жилье. Оно обычно выплачивается ежемесячно, а его сумма зависит от дохода семьи, ее состава, жилой площади и величины жилищных расходов.

В Польше закон, принятый в 1994 г., дает муниципалитетам право распределять жилищные пособия, право на которые имеют все граждане. Чаще всего в них нуждаются жильцы кооперативных квартир. Одна из форм помощи в Польше состоит в строительстве социального жилья. Для этого создан Национальный жилищный фонд, осуществляющий финансирование ассоциаций, строящих и эксплуатирующих жилищный фонд, предназначенный для малообеспеченных граждан. Подобные ассоциации не являются коммерческими (то есть получающими прибыль) организациями.

Не смотря на осуществляемые государством мероприятия, меры по социальной защите населения не могут полностью компенсировать снижение качества жизни людей. Во-первых, далеко не всегда рост тарифов сопровождается адекватным повышением качества коммунальных услуг, а просто отражает инфляционные процессы. Во-вторых, индекс цен (тарифов) на ЖКУ до сих пор растет быстрее реальных доходов населения. В таких ситуациях государство не всегда имеет возможность оказывать полноценную помощь. Вместе с тем нельзя не отметить положительные сдвиги в развитии жилищного сектора, в частности повышение качества строящегося жилья. Но осилить их покупку пока могут далеко не все желающие; разрыв в доходах населения весьма высок. По мнению международных экспертов, решению данной задачи могли бы помочь целевые дотации, выделяемые для облегчения оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Яндекс.Метрика
Создание сайта — Смарт-Лайн