Французкая модель. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства во Франции

Во Франции коммунальная инфраструктура не передана в частную собственность, а, в основной массе оставаясь муниципальной, эксплуатируется частными операторами на условиях договора концессии.

Во Франции после строительства инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства все ее объекты передаются муниципалитету. Все руководство и организация работ ведутся исключительно через муниципалитет. Потому что, именно муниципалитет несет политическую ответственность перед гражданами. А у граждан самое большое влияние на муниципалитет - это голосование.

Сфера городского хозяйства во Франции в основном находится в ведении коммуны - наименьшей и наиболее устойчивой административно-территориальной единицы Франции, обладающей большим количеством полномочий и обязанностей. Эта форма основана на договоре концессии, в соответствии с которым предприятие коммунальной сферы передается в эксплуатацию частной фирме. Производство услуг осуществляется за счет концессионера, при этом он имеет право взимать с потребителей платежи за предоставление этих услуг. В муниципальном хозяйстве, помимо вопросов градостроения и строительства, коммуна на условиях договора концессии решает большое количество проблем, касающихся повседневной жизни граждан. В ее ведении находятся вопросы по организации водоснабжения, канализации, вывоза и переработки бытовых отходов, технического обслуживания и освещения большинства улиц и дорог, работы городского транспорта, управления некоторыми социально-культурными учреждениями (детскими садами, яслями, библиотеками, диспансерами и пр.), обеспечение общественного порядка, безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Коммуны управляются Муниципальным советом, который выбирается каждые шесть лет всеобщим голосованием, и мэром, который, в свою очередь, избирается советом. В ряде случаев мэр, в качестве должностного лица, выполняет некоторые функции от лица государства. Например, это касается таких случаев, как бракосочетание, ведение дел службы актов гражданского состояния, выдачи некоторых разрешений и т.д.

Муниципалитетами заказы и на эксплуатацию, и на строительство распределяются через тендеры и на каждом этапе строительства и эксплуатации строго контролируются.

Существуют строительно-эксплуатационные компании разного уровня, но для небольших фирм всегда есть проблема поиска средств на капиталовложения. Она может обслуживать уже работающую инфраструктуру, но ей трудно найти средства для крупного строительства. Вот почему идет постоянное укрупнение фирм, работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве.

На уровне правительства устанавливаются стандарты на то, чем должны быть обеспечены жилые дома, например, на качество воды. А в каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы. Например, давление воды, диаметр труб, их материал. В этом же контракте определяются будущие тарифы на производимые услуги.

Во Франции коммунальная инфраструктура в основном не передана в частную собственность, но наряду с национализированными газовыми сетями и государственной энергетикой, существуют и частные компании.

Теплоснабжение во Франции

Следует отметить, что во Франции в большинстве случаев используется схема децентрализованного теплоснабжения. Вопрос реформы центрального теплоснабжения остро встал в 60-е годы ХХ века. Сначала была проведена экспертиза, которая показала, что половина поставленного тепла утекает на улицу - через окна, стены, крышу. Была принята программа трехлетнего утепления жилищного фонда, и только после этого началась реформа цен и переход на локальное теплоснабжение.

При эксплуатации местного теплового источника текущие издержки по теплоснабжению существенно снижаются, хотя установка дополнительного оборудования (котельной) при строительстве дома требует определенных дополнительных инвестиций. В долгосрочном плане такая схема оказывается не только дешевле, но и способствует качественному предоставлению услуги по теплоснабжению, т.к. жильцы сами могут регулировать температурный режим отопления своего жилого помещения. В схеме же централизованного теплоснабжения технически сложно регулировать температурный режим отопления каждого конкретного здания (не говоря уже о большой фактической дифференциации в объемах поставок тепла в различные дома в зависимости от их размещения относительно теплотрасс и степени износа отопительных сетей - как магистральных, так и внутриквартальных и домовых).

Управление многоквартирным домом

Во Франции применяются разные формы управления многоквартирным жильем. Есть муниципальные компании, есть частные, но есть и общенациональные компании. Владелец дома может сдавать квартиры в аренду и может квартиры продавать. В домах, где квартиры продаются, создаются общества владельцев квартир, которые заключают договоры об обслуживании дома с какой-либо специализированной фирмой и отдельно со специализированной фирмой, контролирующей качество услуг, и, конечно, с муниципалитетом на поставку коммунальных услуг электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и пр.

Владельцы отдельных частных домов могут обслуживать свои дома сами (например, мелкий ремонт). Но и владельцы домов заключают договоры с муниципалитетом на поставку коммунальных услуг.

Обслуживание домов, особенно мелкий ремонт - это сфера малого бизнеса и таких фирм очень много.

Яндекс.Метрика
Создание сайта — Смарт-Лайн